Калибровка цифрового тахографа
Калибровка тахографов и метрологическая поверка являются обязательной процедурой и проводятся с установленной периодичностью.
Контролировать состояние и работоспособность устройства, устанавливаемого на основании Приказа № 36 Минтранса РФ от 13.02.2013 г., а также наличие метрологической поверки могут инспекторы ГИБДД и работодатель. После проверки выдается главный документ — акт калибровки тахографа.
Порядок калибровки (тарировки) тахографа
Основные положения
Самостоятельная установка тахографа строго запрещена законом. Эту операцию вправе проводить только сертифицированные организации и технические центры, официально зарегистрированные в перечне, утверждённом Федеральным бюджетным учреждением «Росавтотранс» (Приказ Министерства транспорта РФ №59 от 13 марта 2012 года).
После завершения процесса монтажа каждый тахограф подлежит обязательному процессу калибровки и метрологической проверке. Основная цель процедуры состоит в настройке и адаптации устройства к конкретной марке и модели транспортного средства. Процесс калибровки также известен как «юстировка», «поверка» или «тарировка», однако суть всегда одна: обеспечить точное отображение скоростных характеристик и пройденного пути.
Калибровка тахографа бывает двух видов:
- Плановая — регулярная процедура, регламентированная правилами эксплуатации устройства.
- Внеплановая, выполняемая в особых ситуациях, включая следующие случаи:
- получение автомобилем новых регистрационных номеров;
- отсутствие необходимых пломб и документации («Калибровочная таблица»);
- ремонтные мероприятия, затрагивающие электрические системы, датчики скорости или сам тахограф;
- смещение показания относительно Всемирного координированного времени (UTC) более чем на 20 минут;
- отклонения в параметрах транспортного коэффициента W;
- замена колёс или изменение диаметра шины.
Алгоритм проведения калибровки тахографа
- Проверяется наличие контроля прибора в официальном реестре устройств, допущенных к использованию, утверждаемом Росавтотрансом.
- Проводится осмотр прибора на предмет наличия несанкционированных подключений внешних средств, программных модификаций или любых вмешательств, способствующих искажению показателей или нарушению нормального функционирования устройства.
- Осуществляется проверка состояния кабельных соединений между тахографом и трансмиссией, системой энергоснабжения автомобиля, удостоверяя целостность контактов и отсутствие повреждений проводов.
- Выполняется тестовая прокатка автомобиля с последующим фиксированием обновленных значений измерений. Во время данной фазы осуществляется расчет транспортного коэффициента W.
- Производится пломбировка всех ключевых компонентов, влияющих на точность показаний тахографа, для предотвращения несанкционированных изменений.
- Завершается процесс составлением и размещением на борту транспортного средства специальной таблички — «Калибровочной таблицы». В неё вносятся ключевые сведения о калиброванном устройстве и автомобиле:
- уникальный идентификационный код транспортного средства (VIN);
- название технической организации, выполнившей калибровку, с указанием её реквизитов и контактных данных;
- заводской серийный номер тахографа;
- настроечные коэффициенты, характеристики установленной резины и диаметр колеса;
- дата проведенной калибровки.
По завершении всей процедуры автовладельцу предоставляется официальный акт, подтверждающий законность установки и использования тахографа.